Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Моделируем современный урок

Дата: 14 ноября 2020 в 16:18, Обновлено 17 октября в 21:55
Автор: Коцур В. А.

Моделируем современный урок

О структуре и содержании эффективного занятия 

   Современный урок обязан соответствовать всем требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в отличных от школьной среды условиях. Но, что по большому счёту позволяет назвать урок современным? Мастерство и компетентность педагога? Выбранные им методы и приёмы обучения? Наличие современных средств обучения? Анализ ответов на эти и другие вопросы должен стать отправной точкой для создания концепции современного урока.

   Главной формой обучения остаётся урок, потому что только на уроке встречаются участники образовательного процесса — учитель и ученик. Как для учителя, так и для ученика урок интересен тогда, когда он соответствует требованиям времени.

   Следует всегда помнить, что урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку. А для этого учитель должен не только чётко представлять, каковы оптимальные структура и содержание учебного занятия, но и знать, какие методы и приёмы будут уместны и эффективны на каждом этапе урока.

Организационный этап

   От грамотно организованного начала урока зависит его итог. Как же лучше начать занятие, как помочь ученикам настроиться на успех, мотивировать их на плодотворную работу? Все эти задачи решаются в ходе организационного этапа. Он предназначен для создания у учащихся соответствующего рабочего настроения.

Организационный момент урока включает в себя:

  • предварительную организацию класса (проверку отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организацию внимания);
  • мобилизующее начало урока («исходную мотивацию»);
  • актуализацию знаний учащихся.

Подготовка к основному этапу может быть организована посредством устного фронтального опроса.

В начале урока могут использоваться:

  • элементы театрализации;
  • загадки;
  • эпиграф;
  • стихотворение;
  • высказывания выдающихся людей;

•   пословицы, поговорки, относящиеся к теме урока;

•   постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

на уровне репродукции, создания нестандартных ситуаций в использовании знаний, дискуссии, адекватного целеполагания, проблемного вопроса, эвристического вопроса, выдвижения гипотезы, познавательной задачи.

Проверка домашнего задания

На этот этап отводится немного времени, но он очень важен. Учителю необходимо не только проверить выполненное домашнее задание, но и выяснить степень усвоения учениками заданного ранее материала, определить типичные недостатки в их знаниях, выявить причины возникновения затруднений и устранить их.

Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются следующие формы проверки домашнего задания:

  • фронтальная проверка домашних заданий;
  • внеурочная проверка учителем тетрадей с домашними заданиями;
  • контроль письменных и устных заданий отдельных учеников у доски;
  • контроль выполнения домашнего задания на аналогичном материале в классе;
  • просмотр тетрадей с домашним заданием перед уроком ассистентами учителя;
  • непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой учеников на уроке;
  • взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
  • самопроверка по ключу;
  • взаимопроверка;
  • программированный опрос;
  • тест;
  • самоконтроль (сопоставление выполненной работы с оригиналом, воспроизведённым на экране или доске);
  • математический диктант;
  • «уплотнённый опрос» (вызываются одновременно 4—5 учащихся. Один отвечает устно как при индивидуальном опросе, остальные — письменно: двое выполняют задание у доски, двое — за партой на листочках. Выслушав устный ответ, учитель проверяет письменные ответы у доски (за партой), затем задаёт по 2 небольших вопроса и ставит всем оценки. Фронтально можно спросить ещё 1-2 учащихся);
  • разминка.

Также проверку домашнего задания можно проводить в форме игр — это увлекательно и избавляет учеников от излишнего стресса и волнений.

«Аргументы и факты»

Учащимся предлагается сформулировать и записать самые веские, на их взгляд, аргументы по спорному вопросу (тема из домашнего задания). Результаты выносятся на обсуждение всему классу.

«Древо познания»

Данная игровая форма предусматривает постановку вопросов к изученному материалу, которые прикрепляются к «древу познания». Учитель проверяет навыки правильного построения вопросов и полноту понимания прочитанного дома текста.

«Осколки»

Учащиеся получают текст (по теме из домашнего задания) из отрывков, которые необходимо выстроить в предложения.

«Перебиваем вежливо»

Один учащийся садится за стол перед классом. Его задача — быстро и выразительно прочитать рассказ, заданный на дом. Остальные учащиеся должны вежливо его перебивать, используя заготовленные фразы, и задавать разнообразные вопросы. Ученик у доски даёт краткий либо полный ответ на вопрос и продолжает читать, стремясь дочитать отрывок до конца.

«Стоп»

Ученики делятся на две команды. За каждую поочерёдно с подготовленным дома высказыванием выступают по одному игроку. Участники команды соперников стараются услышать в речи ошибку в одном из четырёх аспектов (грамматике, лексике, произношении, беглости речи). Как только они замечают ошибку, один из команды произносит: «стоп» и поясняет, в чём она состоит.

Усвоение новых знаний

   От правильности выбора оптимальных методов и приёмов на этапе усвоения новых знаний зависит успех любого урока.

   На данном этапе полезно применять таблицы, опорные схемы, которые позволяют компактно представить программный материал, освобождая тем самым время на закрепление, отработку знаний и умений. Это могут быть уже готовые таблицы на бумажных носителях или в виде слайдов мультимедийной презентации. Кроме того, в течение урока ученики могут составлять собственные информационные кластеры или заполнять предложенные.

В нашей практике эффективными показали себя следующие образовательные приёмы и методики.

Интерактивный приём «Займи позицию»

На доске предварительно записываются 3-4 утверждения, которые ученики должны подтвердить или опровергнуть. Свой выбор они аргументируют, начиная со слов «да» или «нет».

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ

Ученики под контролем педагога самостоятельно ищут информацию по поставленному учителем вопросу — в учебниках или Интернете. Этот приём - это важно.

На каждом уроке необходимо делать небольшие перерывы, отвлекая учеников от работы над изучаемым материалом. Физкультминутка — отдых не только для учеников, но и для учителя.

позволяет разнообразить урок и формирует исследовательские навыки у учащихся.

Интерактивная лекция с элементами беседы Объектами такой лекции могут стать размещаемые в Интернете изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы.

Игровой элемент на занятии Приём, позволяющий ученикам (особенно младших классов) быстрее усвоить новую информацию. Элемент игры можно ввести практически на любом уроке.

Педагог. Ребята! Вчера во дворе лицея приземлилось НЛО. Мне удалось подслушать разговор инопланетян. Одно из предложений этого разговора я записала. Его вы видите на доске. Давайте попробуем расставить в нём знаки препинания!

Нихо здая мисюков крунтела во мхне а зеленавки хрющали цокой.

Педагог. Ну что ж, если вы справились с предложением на чужом глокском языке,то пунктуацией русского языка точно сможете овладеть!

Закрепление нового материала

Закрепление полученных знаний и умений — это не просто повторение нового материала, но и планирование предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. Какие приёмы и методы более эффективны на данном этапе урока?

На начальном этапе проверки понимания учащимися новой информации полезными будут блок- схемы или таблицы, которые помогут установить уровень усвоения связей между фактами, новыми понятиями и закономерностями.

После повторения основных понятий, отражающих связи между изученными фактами, можно предложить ученикам небольшой тест на 5-7 минут. При индивидуальном выполнении и дальнейшем разборе этого мини-теста происходит закрепление знаний и умений, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по этому материалу. Таким образом, у школьников вырабатывается умение соотносить факты, правила и идеи, воспроизводить главные тезисы из нового материала, выделять существенные признаки основных понятий, конкретизировать их.

Для окончательного теоретического и практического закрепления изученного материала можно предложить решить вместе с классом задачу.

А на уроках иностранного языка, например, особое внимание следует уделять расширению словарного запаса школьников. Поскольку механическое запоминание английских слов — процесс трудоёмкий, следует использовать различные упражнения для закрепления.

Упражнение «Красные помидоры»

Два ученика выходят к доске и переводят слова, которые задают им ребята с места. Если кто-то не смог перевести слово, то на доске с его стороны крепится 

карточка с изображением помидора. Проигрывает тот ученик, который «заработал» три помидора.

Игра «Угадай-ка»

Необходимо побуквенно угадать загаданное слово. У ученика есть право на семь ошибок. Если ему удаётся угадать слово, он может загадывать слово следующему игроку.

Упражнение «Умения»

Учитель диктует классу 20 слов, ученики записывают их, повторяют и проговаривают. Затем одна группа получает задание придумать историю и рассказать её, используя максимально возможное количество новых слов, а другая — записать эту историю и прочитать её.

Приём «Сломанное предложение»

Этот вид заданий можно использовать для закрепления как лексики по любой теме, так и грамматики. В зависимости от темы урока и задачи учителя вариантов задания может быть много: составить предложение из перечня слов, вставить в «сломанное» предложение отдельные части речи (например, предлоги или союзы), соотнести части сложных предложений и т. п.

Методика группировки слов Класс получает задание сгруппировать слова по определённому признаку (части речи, категория «одежда» и т. д.).

Упражнение «Толкование слов»

Ученики работают в парах. Задание — выучить 40 слов на 5 карточках. Каждая пара изучает 8 слов за определённое количество времени и меняется, пока не изучит все 40 слов. Учитель собирает карточки и называет значение слова, а ученики — само слово.

Обобщение и систематизация знаний

Как показывает опыт, систематизация и обобщение знаний учащихся крайне необходимы. Во-первых, неизбежен процесс забывания, который приводит к утрате чёткости, уменьшению объёма знаний, к затруднениям и ошибкам, а иногда и полной невозможности воспроизвести изученный материал. Во-вторых, при возвращении к изученному ранее материалу появляются предпосылки для получения новых знаний, их прочного закрепления и углубления. В-третьих, такое повторение позволяет педагогу скоординировать свою работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Прочные и стойкие знания у школьника могут быть сформированы, только если они применяются совместно с ранее приобретёнными умениями и навыками. Без прочного сохранения приобретённых знаний, без умения воспроизвести пройденный материал в нужный момент и применять знания на практике невозможно добиться эффективности обучения.

Причём в ходе обобщающего повторения учащийся не просто воспроизводит наиболее важные факты, понятия из изученного материала, но и устанавливает логические связи между ними. Материал при этом переосмысливается в целом, что приводит не только к упрочению усвоенного, но и к выстраиванию знаний в краткую структурную систему. А это позволяет повысить качество усвоения изученного материала и развивать мыслительную деятельность учащихся.

В своей работе на этапе систематизации и обобщения знаний мы используем различные интерактивные методы.

Мозговой ШТУРМ

Ведение группового обсуждения какой-либо проблемы. Проблемное обучение развивает мышление учащихся, формирует собственную позицию, взгляд на определённые исторические факты.

Методика «Слово-импульс»

Эта методика способствует развитию ассоциативного мышления и появлению новых идей. 

Значительным плюсом является то, что применение методики не занимает много времени, и её можно использовать почти на любом этапе урока (введение в тему урока, закрепление новых знаний, рефлексия).

Ученикам демонстрируется видео, по которому они должны написать 5 ассоциаций, выделив главную из них. Затем в классе проводится обсуждение.

Метод «Пресс»

Позволяет развивать навыки грамотного формулирования своей точки зрения, позиции в дискуссии, способствует совершенствованию системы аргументации.

Чтобы соображение было убедительным и производило впечатление, приучаем учащихся использовать слова: «Я считаю, что ...» (высказывается мнение), «потому что ...» (причинапоявления этой мысли), «например ...» (аргументы и факты, доказательства), «значит, ясчитаю ...» (вывод, призыв принять данную позицию).

Интерактивный метод «Всё в наших руках»

Метод хорош как на этапе закрепления изученного материала, так и на этапе рефлексии; имеет довольно высокий воспитательный эффект. Детям раздаются вырезанные из бумаги ладошки. На каждом пальце учащиеся пишут по одной развёрнутой ассоциации с уроком (на этапе рефлексии) или с его темой (на этапе закрепления знаний). Затем проводится обсуждение в классе, в ходе которого учитель подводит детей к выводу, что будущее учеников (знания, умения и т. п.) — в их руках.

Игра «Медиаазбука»

В основе этого метода лежит метод «Алфавит». Интеллектуальная игра представляет собой 33 вопроса на каждую букву алфавита, представленных в виде фотографий, рисунков, картин и т. п. Каждый ответ начинается с соответствующей буквы алфавита (или она содержится внутри слов). Благодаря использованию средств PowerPoint, работа более эффективна и интересна для учеников.

Контроль знаний

Процесс обучения в обязательном порядке должен быть контролируемым, а ученик в этом пространстве должен чувствовать себя уверенно. Контроль — не констатация факта знания или незнания учебного материала, а вскрытие причин существующих пробелов в знаниях и принятие мер по их устранению. Учительский контроль, на наш взгляд, должен в обязательном порядке включать доброжелательное отношение к ученику, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Контроль и самопроверку знаний можно проводить практически на каждом этапе урока, но наиболее результативным, как правило, является выходной контроль — тот, который осуществляется в конце урока.

Выходной контроль и самопроверку знаний можно проводить в виде тестов: открытых (учащимся предлагаются варианты ответов, и им необходимо выбрать среди этих ответов правильный) и закрытого типа (предлагается вписать пропущенные термины). Это могут быть задания типа «Найди соответствия» или «Исключи лишнее» (средиприведённых формул нужно найти лишнюю и объяснить.

Домашнее задание

Учитель должен найти подход к каждому ребёнку, использовать весь свой опыт, чтобы ученик ждал каждого следующего урока. Этап информирования о домашнем задании, советы по его выполнению — залог успешности самостоятельной работы ученика дома.

Мы разделяем домашние задания на три уровня:

  • обязательный минимум (задание, посильное любому ученику);
  • тренировочный (выполняется учениками, которые хотят хорошо знать предмет и могут освобождаться от заданий первого уровня);
  • творческий.

Классифицируются домашние задания следующим образом:

  • по содержанию и форме: вопросник; кроссворд; макет, модель; ребус; сообщение; доклад; сочинение; реферат; исследование; эссе; упражнение; задание массивом; особое задание; составление задания для соседа по парте;
  • по виду деятельности: индивидуальное, парное, мелкогрупповое (3-7 чел.), групповое (10- 15 чел.), коллективное;
  • по виду оформления: рабочее (в тетради, «с листа»), экспозиционное (на отдельном формате, содержащее иллюстрации, схемы, таблицы): файл- лист, буклет, альбом, презентация и др.

Подведение итогов

«Учёба становится интересной, прежде всего тогда, когда ребёнок выражает себя в интеллектуальной работе, видит результаты своего творчества, своих усилий». Эти слова В. Сухомлинского точно характеризуют значение грамотно организованного этапа подведения итогов урока.

Важное место на этом этапе отводится выставлению оценок учащимся. Здесь часто возникают трудности, особенно если урок комбинированный и ученик проявил себя на нескольких этапах урока. Поэтому в таких случаях рекомендуется использовать листы самоконтроля и взаимоконтроля.

По окончании урока также нелишним будет применение различных активных методик, которые 

помогут эффективно подвести итоги и завершить работу.

« Плюс-минус-интересно »

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх столбцов: «Плюс», «Минус» и «Интересно». Ученик заносит туда, соответственно, достоинства и недостатки урока, а также интересную информацию, которую он узнал.

«Мудрый совет»

Су,ть этого метода заключается в том, что учащиеся в конце урока в группе пишут свои рекомендации тем, кто ещё не совсем понял тему урока или вообще её не изучал.

«Итоговый КРУГ»

Учащиеся работают в группах. Учитель в конце урока даёт минуту для подготовки. Подготовленные представители группы задают вопросы по изученному материалу участникам других групп, те, в свою очередь, отвечают.

«Ромашка»

Учащиеся садятся в круг, отрывают разноцветные лепестки бумажной ромашки с вопросами по теме урока, отвечают на них и передают другим.

«Комплимент»

Хороший способ закончить урок на позитивной ноте. Учащимся предлагается оценить вклад класса в занятие и поблагодарить друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант даёт возможность удовлетворить потребность в признании личностной значимости каждого.

Структурные элементы урока

Этапы

Задачи

Показатели реальных результатов решения задачи

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

Подготовка к основному этапу урока

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебнопознавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов деятельности, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Понимание сущности усваиваемых знаний и способов деятельности на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

Закрепление знаний и способов деятельности

Обеспечение усвоения новых знаний и способов деятельности на уровне применения в изменённой ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы опорных знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей

Активная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных знаний

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами деятельности, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Коррекция знаний и умений учащихся

Ликвидация и предупреждение пробелов в знаниях и умениях учащихся, разбор типичных ошибок

Достижение учащимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов урока

Анализ и оценка успешности достижения цели; определение перспектив последующей работы

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценка. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Обеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих знаний

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.