Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации по организации работы по профилактике ВИЧ-инфекции в учреждениях общего среднего образования

Дата: 13 апреля 2018 в 12:35, Обновлено 17 октября в 20:34
Автор: Коцур В. А.
        

Государственное учреждение образования

«Гомельский областной институт развития образования»

Методические рекомендации

по организации работы по профилактике

ВИЧ-инфекции в учреждениях

общего среднего образования

Введение.

        Актуальность проблемы ВИЧ/СПИД заключается в том, что данное заболевание не является только медицинской проблемой. Её распространение, затрагивает все сферы жизни общества и касается каждого из нас. Взгляд на эпидемию как на проблему асоциальных людей (проститутки, гомосексуалисты, наркоманы) отошли в прошлое. В настоящее время ВИЧ-инфекция проникла во все слои населения, включая благополучные, не причисленные к «группам риска», но практикующие рискованное поведение.

        В Республике Беларусь количество ВИЧ-инфицированных исчисляется тысячами и это лишь вершина айсберга. С каждым днем эта цифра растет. Учёные установили, что на каждый выявленный случай ВИЧ-инфекции приходится около 2-3 нераспознанных случаев. ВИЧ-инфекция поражает наиболее трудоспособную часть населения, оказывая влияние на демографические показатели (снижение рождаемости, повышение смертности).

        От ВИЧ-инфекции умирают молодые родители, оставляя сиротами своих малолетних детей, забота о которых ложится на государство.

        Из-за непонимания неизбежности трагического исхода болезни, ВИЧ-инфицированные женщины рожают детей, обрекая их на страдание.

        ВИЧ-инфицированные и больные СПИД люди нуждаются в обеспечении лекарствами, часть которых предоставляется бесплатно, что также требует немалых экономических затрат. Значительные средства выделяются и на организацию лабораторных исследований и диагностику ВИЧ-инфекции.

        Между обществом в целом, отдельными гражданами и ВИЧ-инфицированными, зачастую возникают сложные взаимоотношения.

        Ввиду того, что специфические средства профилактики и лечение ВИЧ-инфекции отсутствуют, важнейшей мерой предупреждения распространения ВИЧ на территории Республики Беларусь является просвещение населения.

        При осознанном отношении к своему здоровью и поведению распространение ВИЧ может быть существенно ограничено, а среди некоторых групп населения и прекращено.

        Профилактика - единственное доступное и достаточно эффективное средство, которое мы можем использовать в широких масштабах, и которое может помочь населению противостоять этой болезни.

Проблема ВИЧ/СПИД остается актуальной и для Гомельской области в целом.  Дети и подростки в учреждениях образования получают знания, необходимые для дальнейшей успешной жизни. В их числе должны быть и навыки безопасного поведения, позволяющего защитить себя и близких от ВИЧ-инфекции.
        В настоящее время профилактика — это единственный способ ограничить распространение вируса иммунодефицита человека.
Знание путей передачи ВИЧ-инфекции поможет избежать рискованного поведения и сохранить здоровье.

Оптимально правильная организация работы в учреждении образования по ВИЧ-профилактике поможет не только избежать проблем со здоровьем, но и решить ряд других, очень важных задач в воспитании подрастающего поколения.

Отделы образования, спорта и туризма

  1. Приказом по отделу назначается ответственный работник по вопросам организации работы по профилактике ВИЧ/СПИД.

  2. В должностные инструкции вносятся обязанности по данному

направлению работы.

3. Разрабатывается план (программа) мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД на календарный год, либо как раздел общего плана работы отдела. В плане определяются конкретные сроки проведения мероприятий, вносятся отметки об исполнении.

4. Формируется подборка информационно-просветительских материалов по проблеме ВИЧ/СПИД, в том числе с нормативной базой (государственная и региональная программы профилактики ВИЧ-инфекции, приказы, распоряжения, решения вышестоящих органов и пр.).

5. Формируется подборка материалов по данной проблеме, наработанных в отделе, сценариев информационно-образовательных мероприятий, в том числе материалов единых информационных дней.

6.  Организуется переписка с подведомственными учреждениями, сохраняются все документы по данной проблеме, направляемые в учреждения образования для организации работы.

7. В рамках подготовки ответственных (кураторов) по данному направлению работы организуется проведение обучающих семинаров, совещаний для классных руководителей, заместителей по учебной, воспитательной работе. Обязательно наличие программ данных мероприятий, списков присутствующих.

8. Обеспечивается внедрение в работу учреждений образования Концепции профилактики ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь, а также разработанных программ в учреждениях общего среднего образования.        9. Осуществляется контроль за организацией освещения вопросов ВИЧ/СПИД в учебном процессе (на предметах «Биология», «Русский язык», «Медподготовка»); на факультативных занятиях «Здоровый образ жизни»); при проведении внеклассных, внеурочных мероприятий.

10. Осуществляется контроль за использованием в работе учебного пособия «Профилактика ВИЧ-инфекции в учреждениях образования на основе жизненных навыков», разработанного ГУО «Академия последипломного образования» и утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.

11. Осуществляется контроль за организацией работы по профилактике ВИЧ/СПИД с законными представителями обучающихся: приглашение на родительские собрания, конференции медицинских работников, работа с письмом-обращением к родителям, иные мероприятия.

12. Разработка методической службой отдела информационных материалов (название, тираж).

13. Обобщается и транслируется эффективный опыт работы отдельных педагогических работников, членов администрации, учреждений образования в целом по профилактике ВИЧ/СПИД.

14. На заседании совета отдела заслушивается состояние работы по реализации Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции в части выполнения годового плана работы – не реже 1 раза в год с анализом данной работы и принятием необходимых решений.

15. Обеспечивается ежеквартальный анализ проведенных мероприятий, оценка их эффективности с учетом финансовых затрат и представление в зональный (районный) центр гигиены и эпидемиологии отчета об исполнении Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции в подведомственных учреждениях образования.

16. Обеспечивается проведение обобщения работы за календарный год с выводами и задачами на предстоящий год.

Учреждения общего среднего образования

  1. Приказом по учреждению назначается ответственный из числа членов администрации по вопросам организации работы по профилактике ВИЧ/СПИД.

  2. В должностные инструкции вносятся обязанности по данному

направлению работы.

            3. Формируется подборка информационно-просветительских материалов, собственных наработок по проблеме ВИЧ/СПИД.

4. В раздел годового плана работы учреждения «Идеологическая и воспитательная работа» включаются мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИД, определяются конкретные сроки их проведения, ответственные за мероприятие, вносятся отметки об исполнении.

5. Организуется обучение педагогических работников через проведение семинаров и совещаний, тематических методических объединений, разрабатываются программы данных мероприятий, составляются списки присутствующих.

6. Обеспечивается проведение работы с учащимися:

а) во время учебного процесса конкретно определяются формы предоставления (доведения) учащимся информации о ВИЧ/СПИД, учитывается количество часов и название предметов, на которых они освещались;

б) при проведении воспитательных мероприятий (в том числе, в шестой школьный день, при организации работы школьных оздоровительных лагерей) также определяются формы предоставления (доведения) учащимся информации о ВИЧ/СПИД.

7. Проводится изучение степени информированности по вопросам ВИЧ/СПИД среди учащихся старших классов (анкетирование, выборочные опросы, тестирование) в начале и в конце учебного года. Анализ полученных результатов, заслушивается   на родительских собраниях, либо размещается на информационных стендах, полученные данные учитываются при дальнейшем проведении информационной работы по проблеме ВИЧ.

8. Обеспечивается наличие информационно-просветительской и тематической литературы, наглядной информации в библиотеке, медпунктах (если они есть), на информационных стендах.

9. Обеспечивается тематическое наполнение сайта учреждения образования (раздел «Здоровый образ жизни» - вкладка «ВИЧ/СПИД»): для педагогов, для родителей, для учащихся.

10. Принимается участие в организации и проведении мероприятий в рамках Всемирного дня профилактики ВИЧ/СПИД, дня памяти жертв СПИДа.

11. Организовывается работа с родителями по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД.

12. При проведении информационной работы применяются различные формы, внедряются интерактивные методики, формируется волонтерское движение среди учащихся школы.

13. Организовывается освещение мероприятий в средствах массовой информации

14. Обеспечивается составление отчетов о выполнении плана работы в части реализации мероприятий государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции с анализом проведенных мероприятий, оценкой их эффективности с учетом финансовых затрат.

15. Обобщается и транслируется эффективный опыт работы педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, специалистов социально-педагогической и психологической службы по профилактике ВИЧ/СПИД.

16. Итоги работы анализируются ежегодно на административных совещаниях (у директора, заместителя по воспитательной работе), не реже одного раза в два года – на педсовете.

Библиотеки учреждений образования

1. Назначается лицо, ответственное за планирование и выполнение работы, с внесением дополнений в функциональные обязанности (если в штате более одного человека).

2. Обеспечивается наличие тематической литературы, наглядной информации, постоянно действующей полки (выставки), каталогов, проведение выставок, конференций и других форм информационной работы для различных категорий читателей.

3. Организуется проведение информационных мероприятий для читателей, в том числе в рамках проведения профилактики ВИЧ/СПИД, дня памяти жертв СПИДа.

4. Осуществляется разработка сценарных материалов для информационных мероприятий.

5. Осуществляется подбор литературы для проведения внеклассных мероприятий.

6. Осуществляется информирование членов трудового коллектива о поступлении новых изданий, наличии статей в периодических изданиях, на интернет-порталах по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД.

7. Организуется учет проведенных мероприятий с анализом за год и определением задач на предстоящий период.

Официальные сайты, содержащие информацию по ЗОЖ и профилактике ВИЧ-инфекции

www.edu.by – Белорусский национальный образовательный интернет-портал;

www.aids.by -  Единый белорусский веб-портал по ВИЧ/СПИДу.

В разделе «Библиотека» открыть подраздел «Программы по профилактике ВИЧ-инфекции», на котором размещены:  

Электронное пособие и программа «Профилактика ВИЧ-инфекции в учреждениях образования на основе    жизненных навыков».  Е. Ф. Михалевич [и др.]; под общей редакцией А.С. Никончука. – Минск:   «Зорны Верасок», 2012. 

ч.1. Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся I, II, III ступени обучения учреждений общего среднего образования; 

ч.2. Профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся учреждений   среднего специального и профессионально-технического образования.

-www. adu.by – НМУ «Национальный институт образования».

На сайте размещен ряд программ. Пользователю необходимо открыть раздел «Учителю», затем подраздел «Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования», затем – подраздел «Учебные программы факультативных занятий», затем «Факультативы по воспитательной работе».

         1. «Культура здорового образа жизни», учебная программа факультативных занятий для IX(X) классов учреждений общего среднего образования;

         2. «Мы – сами», учебная программа факультативных занятий для 5-8 классов учреждений общего среднего образования;

         3. «Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного», учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования

         4. «Подготовка учащихся к семейной жизни», учебная программа факультативных занятий для X(XI) классов учреждений общего среднего образования;

         5. «Основы гендерной культуры», учебная программа факультативных занятий для VIII(IX) классов учреждений общего среднего образования

 - www.umk.by - ГУ «Минский областной учебно-методический центр, отдел организационно-методического обеспечения воспитательной работы (в разделе «Структура» смотреть подраздел «Отдел организационно-методического обеспечения воспитательной работы», затем подраздел «Здоровый образ жизни»);

www.academy.edu.by - ГУО «Академия последипломного образования»; если пройти по ссылке http://www.academy.edu.by/component/content/article/45-2011-11-19-21-12-38/732-19122013.html, откроется страница «Реализация подхода «Равный обучает равного»;

  - http://gmlocge.by/contact - ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и   общественного здоровья»;

 - www.rcheph.by/ - ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» и др.

http://goub.by/?page_id=15213 – Гомельская областная универсальная библиотека имени В.И.Ленина: размещен наиболее полный список литературы, рекомендованной для использования при проведении профилактической работы.

                                              

                                      Учебно-методический отдел

                                     идеологической и воспитательной работы

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.