Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Образовательный туризм

Дата: 26 декабря 2023 в 13:26, Обновлено 17 октября в 12:16
Автор: Коцур В. А.

Путешествуя - обучаем

   Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными - деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни. 

      Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности. Мотивами перемещения людей чаще всего служили такие факторы, как торговля, жажда познания, открытий, обучение, религия и просто отдых. В настоящее время туризм превратился в массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, удовольствием, новыми впечатлениями. Он стал характерной чертой образа жизни современного человека, стремящегося к смене впечатлений, познанию яркого и разнообразного мира. 
     С экономической точки зрения туризм - это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства. Она обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, объектами размещения, питания, культурно-бытовыми услугами, развлечениями. Для многих стран туризм стал весомой статьей государственных доходов и входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
    Путешествия всегда носили целевой характер, зачастую сочетая в себе сразу несколько целей. Целью поездок определяется функциональная классификация видов туризма: рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, этнический, религиозный, транзитный, образовательный  (туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов).

Что такое образовательный туризм?

      Говорят, что если ты узнал сегодня что-то новое, день прошел не зря. Тема образования в этом смысле никогда не утратит своей актуальности. Ведь развитие - это синоним движения, а движение в любых своих проявлениях это и есть жизнь. Неслучайно одним из самых успешных туристических направлений считается так называемый образовательный туризм.

      Образовательный туризм является одним из значимых понятий педагогики туризма.

   Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами и ориентированные на становление и развитие компетенций какого-либо образовательного уровня подготовки. По своей сути образовательный туризм представляет собой форму организации учебного про­цесса и учебной деятельности, осуществляемую за пределами основного образовательного учреждения. Выделяют туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования. Как особо эффективная форма обучения туристские поездки могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и др.

    Наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма: 

  • учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов; 
  • ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия; 
  • научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях; 
  • участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации; 
  • экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам. 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по  организации  экскурсий  для  учащихся

I-XI(ХII) классов учреждений образования

 

1. При организации экскурсий для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования (далее – УОСО), в рамках организации образовательного процесса, в том числе в каникулярный период и шестой школьный день, необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-З «О туризме»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от                   11 августа 2022 г. № 523 «Об оказании туристических услуг»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35a «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».

2. Для целей настоящих Методических рекомендаций по организации экскурсий для учащихся УОСО в рамках организации образовательного процесса, в том числе в каникулярный период и шестой школьный день (далее – Методические рекомендации), используются основные термины и их определения:

руководитель (заместитель руководителя) экскурсии – конкретное должностное лицо (учитель, преподающий учебные предметы, учитель, выполняющий функции классного руководителя, руководитель по военно-патриотическому воспитанию), организующее экскурсию, на которое возложена ответственность и контроль за обеспечением безопасности учащихся во время ее проведения;

экскурсия – туристическое путешествие на период не более 24 часов, а также посещение учащимися, экскурсантами туристических ресурсов под руководством экскурсоводов, гидов-переводчиков, лиц, работающих в организациях, при проведении экскурсий в этих организациях, субъектов туристической деятельности, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий;

экскурсант – физическое лицо (учащийся), совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания;

экскурсовод – физическое лицо, обладающее знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для проведения экскурсий на белорусском или русском языке;

экскурсионное обслуживание – деятельность субъектов туристической деятельности, а также иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по подготовке, организации и проведению экскурсий, в том числе с использованием аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий).

3. Основными задачами УОСО при организации и проведении экскурсий являются:

формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания, воспитание у учащихся активной гражданской позиции;

формирование уважения к культурно-историческому наследию своего народа, событиям в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, в том числе связанных с геноцидом белорусского народа;

изучение природных, социально-культурных объектов, историко- культурных ценностей;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

укрепление здоровья, физическое совершенствование, формирование опыта безопасной жизнедеятельности учащихся.

Периодичность обязательного посещения учащимися УOCO экскурсионных объектов – 1 раз в полугодие.

В 2023/2024 учебном году учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования, могут осуществлять приобретение билетов при посещении экскурсий (с периодичностью 2 экскурсии в год) для учащихся I-ХІ классов в рамках организации образовательного процесса, в том числе в шестой школьный день, за счет средств республиканского или местных бюджетов, предусматриваемых учреждениям образования на их функционирование учредителями. Указанные расходы могут финансироваться за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

Экскурсионные объекты определяются учителем (учителем, преподающим учебные предметы, или учителем, выполняющим функции классного руководителя) согласно Перечню туристических объектов, рекомендуемых для посещения учащимися I-XI классов учреждений общего среднего образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в рамках организации образовательного процесса, в том числе в каникулярный период и шестой школьный день (приложение к Методическим рекомендациям).

При определении экскурсионных объектов необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

4. Решение об организации экскурсии оформляется приказом руководителя УOCO, в котором должны быть отражены:

сроки проведения экскурсии, маршрут и список участников; назначение должностных лиц из числа учителей (руководителя экскурсии и его заместителя) с возложением на них ответственности и контроля за обеспечением безопасности учащихся во время участия в экскурсии;

соответствующие изменения в расписании учебных занятий.

5. Проведение экскурсии может осуществляться в течение любого учебного дня недели (с понедельника по пятницу), а также во внеучебное время, в том числе в каникулярный период и шестой школьный день.

Запись в классном журнале о проведении учебного занятия в форме экскурсии оформляется в соответствии с внесенными изменениями в расписание.

Запись часов организационно-воспитательной работы осуществляется в классном журнале соответствующего класса, для которого организована экскурсия, не позднее трех рабочих дней после посещения экскурсионного объекта.

6. Во время проведения учебного занятия в форме экскурсии необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время посещения экскурсионных объектов. Следует предусмотреть обобщение и закрепление учебного материала в различных формах. По решению учителя за выполнение заданий учащимся могут выставляться отметки в классный журнал.

7. Руководитель УOCO (его заместитель) обязан провести с руководителем и заместителем руководителя экскурсии целевой инструктаж о соблюдении мер безопасности учащимися УOCO с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа.

8. Руководитель экскурсии обязан допускать к участию в экскурсиях учащихся с письменного разрешения их законных представителей (с указанием особенностей здоровья при их наличии).

9. При автомобильной перевозке автобусами организованных групп учащихся в нерегулярном сообщении обеспечение безопасного поведения учащихся возлагается на руководителя экскурсии и его заместителя.

Руководитель УOCO при автомобильной перевозке группы учащихся обязан заблаговременно, но не позднее пяти суток до начала перевозки, представить автомобильному перевозчику утвержденные списки учащихся и лиц, их сопровождающих. В списке учащихся должны указываться их фамилии, инициалы и даты рождения.

10. Экскурсионное обслуживание на территории Республики Беларусь проводят экскурсоводы и учителя, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую квалификацию экскурсоводов.

Учитель также имеет возможность провести учебное занятие; учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность провести внеучебное мероприятие в форме экскурсии без привлечения экскурсовода.

11. В случае заказа экскурсии через туристическую организацию экскурсионное обслуживание осуществляется на основании договора оказания туристических услуг.

12. При формировании группы, состоящей из несовершеннолетних лиц, договор оказания туристических услуг в отношении них могут заключать законные представители несовершеннолетних или руководитель экскурсии на основании доверенности. Доверенность, составленная в установленном законодательством порядке, выдается законными представителями несовершеннолетних руководителю экскурсии.

Перечень экскурсионных объектов,

рекомендуемых для посещения обучающимися I–XI классов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.