Как поставить цели и задачи урока
Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ну не издаёт наше Правительство постановление на эту тему. Значит, остаётся надежда на наших учёных и методистов от педагогики. А здесь картина такая: сколько учёных, столько и мнений. Почти на каждых курсах и семинарах даются рекомендации по целям и задачам урока. То, что это очень важно, и что правильно поставленная цель и подобранные задачи - залог хорошего урока, знают и понимают все. И, в принципе, не важно, в какой форме они сформулированы, но ведь приходится сдавать конспекты уроков на различные конкурсы, отчёты, аттестация, наконец. И вот тут приходится выслушивать критику о "неграмотности" и "методической некомпетентности". Но господа методисты, вы сначала сами договоритесь, а потом придирайтесь!
Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными:
- цель урока - одна и выражена именем существительным, задачи – минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.
- цель урока - несколько, выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности.
Задачи - это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.
Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей).
При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока:
цель обучения (предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний).
Обучающая цель должна быть максимально конкретной;
цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённыхсвойств личности и черт характера;
цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).
Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать: какая есть проблема? её решение – цель какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.
Например, дети не участвую в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах. почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.
А теперь главное:
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ Х 0 = 0
Думаю, пояснять эту формулу нет необходимости.