Хвалить нельзя ругать
Как часто в этом высказывании мы склонны ставить запятую после слова «нельзя»! И тем самым совершаем большую ошибку. Оказывается, хвалить и других, и даже себя очень полезно. И дело тут не только в «мотивации достижения», но в самой человеческой природе... По мнению многих психологов, признавать свои успехи и время от времени подхваливать себя очень полезно для здоровья. Американские ученые, проведя ряд экспериментов, пришли к выводу, что мысли являются глубинной основой здоровья. И чем чаще человек думает о неприятных вещах, рисует себе печальные картины, тем больше рискует заболеть. И наоборот — позитивные мысли и мироощущение, уверенность в себе повышают иммунитет. Ученые обследовали 52 человека разного возраста. Исследователи условно разделили всех участников на оптимистов и пессимистов, анализируя взаимосвязь между характером и результатами вакцинации против гриппа. Итоги эксперимента показали, что у оптимистов и спустя полгода после вакцинации отмечался в крови гораздо более высокий уровень наличия антител, чем у пессимистов. Так что думать о приятном и хвалить себя действительно полезно!
К сожалению, родители, которые не научились хвалить и любить самих себя, переносят эту модель поведения на свое чадо. Они намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, фокусируя внимание на его слабостях и негативных моментах поведения, в то время как намного эффективнее акцентировать положительные моменты, эмоции и поощрения. Если сын или дочь хорошо себя ведет, быстро учится чему-то новому, это воспринимается взрослыми как само собой разумеющееся, не требующее словесных поощрений. Но, как показывает практика, дети, которых чаще хвалят, чем ругают, вырастают более уверенными, более здоровыми и более способными быть счастливыми.
Кроме того, почему-то широко распространено мнение, что для похвалы родителям не нужно особых знаний и умений. А это далеко не так! Ребенку необходимо показывать динамику его развития, хвалить за определенные вещи, которые помогают ему становиться настоящим Человеком, личностью.
Для чего нужна похвала ребенку? Для того чтобы пробудить в нем уверенность в себе, если ее не хватает, придать силы, восстановить эмоциональное равновесие, компенсировать причиненный кем-то ущерб любого вида. Как кто-то мудро сказал, «ребенку нужен огромный запас оптимизма на всю предстоящую жизнь». Вот мы часто говорим, что все дети — одаренные. Но важно, чтобы мысль о ценности отпущенного природой дара сопровождалась и пониманием ответственности за этот дар, серьезного к нему отношения. В жизни можно найти немало примеров того, как дар, растраченный па пустяки, исчезает, словно шагреневая кожа, а его обладатель деградирует.
5 вопросов родителям для размышления
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1.За что вы обычно хвалите ребенка?
2.Какие слова при этом используете?
3.Как часто хвалите, сколько раз в день?
4.Сравниваете ли ребенка при похвале с кем-либо?
5.Что и как вы можете изменить в себе, чтобы воспитать ребенка уверенной в себе, творческой личностью?
Если вы сразу смогли ответить хотя бы на три вопроса — значит, вы уже на правильном пути, а если нет, значит, вам есть к чему стремиться.
Если пятый вопрос показался вам странным, позвольте напомнить старую истину: «Мир — огромное зеркало, отражающее нас самих». То, что мы ценим в других или, наоборот, отрицаем, есть прямое отражение наших качеств и наших жизненных убеждений. И очень часто качества, которые мы не приемлем в других, являются нашими собственными ограничениями и приходят к нам из нашего детства. Критикуя себя, мы точно так же и теми же словами реагируем на самих себя, как и взрослые реагировали на нас, когда мы были детьми. Припомните, пожалуйста, слова, которыми вы себя ругаете. Это слова, которыми ругали вас ваши родители. И если ваши родители никогда вас не хвалили, тогда и вы вряд ли умеете хвалить себя, а тем более других. Так что начнем с того, что будем хвалить себя, а также хвалить и ободрять других.
Но сначала давайте разберемся: кого, когда, за что и как нужно хвалить.
Исходя из особенностей строения нервной системы, темперамента, уже сформированных личностных черт характера можно выделить три типа детей, которые требуют особых форм и методов поощрения.
Первый тип — «Трусишка». Это нерешительный, неуверенный ребенок, склонный беспокоиться по самому незначительному поводу. Такие дети охотнее действуют не самостоятельно, а под руководством взрослых или более уверенного сверстника. Дети этого типа нередко стараются выбрать более легкую работу, опасаясь «обычной» неудачи. Этих детей необходимо как можно чаще хвалить и поощрять, внушая им уверенность в собственных силах. К таким детям можно применять даже опережающую похвалу.
Второй тип — «Честолюбец». Такой ребенок аккуратен и ответственен вплоть до педантизма. Он стремится выполнить любое дело максимально хорошо, и любая допущенная ошибка вызывает сильнейшие переживания. Дети этого типа могут выбирать очень сложное задание, не отдавая себе отчета, что просто не способны справиться с ним.
Таких детей тоже следует хвалить, причем не только за результат. Похвала для них будет полезнее на всем протяжении выполнения работы за каждый завершенный этап.
Третий тип — «Лидер». Такие дети всегда уверены в себе. Им многое удается без особых усилий. Поощряя их, нужно помнить, что их уверенность может перерасти в самоуверенность, зависимость от успеха. Кроме того, ребенок этого типа склонен «возвышаться за счет других» — чтобы подчеркнуть свой результат, он может пытаться обесценить достижения других, выказывая по отношению к ним иронию и презрительное отношение. Эти попытки необходимо пресекать, и особенно хвалить за помощь, оказанную товарищам, за желание порадоваться чужому спеху.
Похвала за совершенное усилие
Любое произведенное ребенком усилие в попытке достичь цели достойно поощрения. Здесь, как в Олимпийских играх, важна не победа, а участие. Если взрослые показывают, как они ценят старания малыша, это сделает его более уверенным в себе, принесет ему чувство удовлетворения от проделанной работы. Родители должны замечать проявленную детьми душевную чуткость, доброту к близким, высоконравственное поведение в сложной ситуации.
Конечно, похвала должна быть соизмеримой. Не следует впадать в крайности, «покупая» желательное поведение ребенка: убрал игрушки — получи шоколадку, принес из школы хорошую отметку — можешь играть в свои компьютерные игры, получи деньги на развлечения. Это создает у маленького человека «условный рефлекс»: выполнять работу или стремиться к цели следует только в тот случае, когда это будет вознаграждено. В такой логике отношений уже нет места бескорыстию и энтузиазму, а это чревато многими неприятными результатами и обидами обеих сторон. В качестве награды ребенка нельзя также освобождать от выполнения работы по дому, поскольку он автоматически начнет воспринимать труд как досадную помеху на пути к свободе и развлечениям.
Хвалить следует не за результат, а за процесс, подчеркивать радость преодоления трудностей, укреплять его уверенность в собственных силах, выражать надежду, что в следующий раз ему можно будет доверить и более ответственное дело. Дети очень любят выполнять работу «как большие», любят, чтобы к ним относились как к равным, и, как показывает опыт, если родители и педагоги не злоупотребляют этим, не возлагают на плечи ребенка непосильную ношу, это приносит свои замечательные плоды. При сравнении школьников младших и средних классов, проживающих в крупных городах и в сельской местности, именно последние, как правило, оказываются взрослее и самостоятельнее своих городских сверстников.
Опережающая похвала
Иногда просто необходимо хвалить не за то, что есть, а за то, чего нет, за то, что только еще может быть. Допустим, девочка начала понимать, что она некрасива, — похвалите ее голос, улыбку, ум, доброту. Или мальчик слабее своих сверстников, ему трудно учиться. Похвалите его рисунки, даже слабые, похвалите, что он заметил в доме поломку и починил ее, сходил в магазин без напоминания и т. д. Важно дать понять человеку, что вы в него верите, воспринимаете его непредвзято. Похвала, ободрение протянет невидимый поручень в будущее и послужит поддержкой его в нелегком пути становления. Одна мама, отправляя свою дочь, очень домашнюю девочку, учиться в другой город, сказала: «Нет, я не боюсь за нее. Мы с отцом вложили в нее все, что могли, и теперь верим в нее ». Эта уверенность, поддержка родителей действительно оказали свое благотворное действие — девушка окончила учебу в вузе с красным дипломом, в общежитии приобрела много замечательных друзей, за одного из которых удачно вышла замуж. А если бы мама охала и ахала по этому поводу, дочь чувствовала бы себя крайне неуверенно в чужом городе. Если мы хвалим человека за то, чего у него нет, это еще не значит, что мы говорим неправду. Мы в этот момент определяем возможный вариант развития событий для другого человека и сами верим в это возможное. И сильная вера вполне способна превратить возможное в действительность.
Но помните: насколько благотворна опережающая похвала, настолько же вредоносно опережающее неодобрение — та же вера, но со знаком «минус». Неверие в силы ребенка разрушает его изнутри, и ваш осуждающий, неодобрительный голос годами будет отдаваться эхом в мозгу вашего сына или вашей дочери.
Внимание, родители! Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах — похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.
«Рикошет»
«Рикошет», или косвенное одобрение, — очень действенный вид похвалы.
Примерно с семилетнего возраста косвенное одобрение воздействует на ребенка значительно сильнее непосредственного. Высказать такое одобрение можно по-разному.
Например, рассказывая в присутствии ребенка о нем другому своему собеседнику, можно тонко ободрить и утешить, и вдохновить. Или вместо того чтобы похвалить за вымытую посуду, сказать: «Глядите-ка, а в эту тарелку теперь можно смотреться как в зеркало» или «Интересно, почему это в квартире сегодня так легко дышится? » И пусть ребенок сам сделает вывод, пусть гордо скажет, что это он мыл посуду или проветрил квартиру.
А можно в ярких красках рассказать о каком-то известном человеке, кто в свое время совершил такой же достойный поступок, как ваш ребенок (но его при этом не упоминать). Жизнь постоянно дает такие возможности. Нужно только проявить чуточку изобретательности. Конечно, не следует повторять внушение методом «рикошета» в одной и той же форме.
Можно также косвенно похвалить ребенка, попросив у него совета как у равного. «Посоветуй, как сказать, как сделать, куда пойти...» «Как отнестись к... ?»
Для ребенка — это очень важный момент. Он нужен, ему доверяют, значит, он уже взрослый! Но уж если попросили совета, то следуйте ему в любом случае, даже если совет выглядит смешным, нелепым — воспитательный эффект вознаградит вас за все!
Еще вариант — попросить о помощи как равного или даже как старшего. Сделайте это весело и непринужденно. Вместо «Вынеси ведро», «Вымой пол» можно сказать: «В магазин не успеваю... Ты не сходишь?» или «Посушить белье хочу, а развесить не могу — руки не слушаются...» Конечно, в таких ситуациях становится особенно понятно, что воспитание — это искусство, причем в прямом смысле слова. Есть моменты, когда надо и взрослому побыть младшим — беспомощным, беззащитным, зависимым... Уже с 5—7-летним ребенком этот прием может быть очень действенным, особенно в отношениях матери с сыном.
Когда и как следует хвалить?
По мнению опытных психологов, следует хвалить и совсем маленьких детей, и взрослых людей:
•при наличии физического недостатка;
•при признаках душевных недостатков — склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);
•при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;
•в положении гонимого, «козла отпущения»;
•после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;
•после провала на ответственном испытании, на экзамене;
•при болезни;
•при несчастной любви;
•просто так, профилактически — бывают времена, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь.
Главный принцип — похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени, а подчиненного, коллегу — по имени-отчеству. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.
«Сначала горшок, потом цветок»
Многое сказанное выше о детях вполне можно применить и к коллегам по работе, и к руководителям. Хотя похвала высокоэффективна, но бывают иногда ситуации, когда приходится озвучить и критические замечания. При этом очень важен порядок чередования похвалы и критики.
Группа психологов провела эксперимент. В течение нескольких сеансов «подставные лица» хвалили и критиковали результаты задания, выполнявшегося четырьмя группами испытуемых. От одних участники эксперимента получали только похвалу, от других — только критику, от третьих — сначала критику, потом похвалу, а от четвертых — сначала похвалу, потом критику. Затем испытуемых просили выразить свое отношение к тем, кто оценивал их деятельность. Результаты оказались весьма интересными. Те, кто критиковал, не слишком понравились испытуемым, но те, кто после похвал принимался критиковать, совсем не понравились участникам эксперимента. Понравились испытуемым люди, выражавшие только одобрение, однако особенно понравились те, кто сначала критиковал, а потом хвалил. Это можно объяснить тем, что особенно запоминаются человеку последние сказанные ему слова – то есть даже самый строгий выговор лучше заканчивать искренней похвалой.
99 СПОСОБОВ ПОХВАЛИТЬ
1.У тебя все получилось.
2.Это хорошо.
3.Отличная работа!
4.Ты на верном пути.
5.Великолепно!
6.Правильно!
7.Это именно то, что надо!
8.Я горжусь тем, как ты сегодня работал.
9.Ты делаешь это очень хорошо.
10.Я знал, что ты можешь сделать это.
11.Мои поздравления!
12.Я счастлив видеть такую твою работу.
13.Ты делаешь это сегодня значительно лучше.
14.Супер!
15.Ты близок к истине!
16.Это лучшее из того, что у тебя получалось.
17.Это намного лучше.
18.Сейчас ты это понял.
19.Именно так!
20.Это неплохой результат.
21.Ты хорошо справляешься с этим заданием.
22.Я не смог бы сделать лучше.
23.Наконец-то! Я верил в тебя!
24.Неплохо, очень даже неплохо.
25.Ты быстро учишься.
26.Продолжая так работать, ты добьешься еще лучших результатов.
27.Это хорошо для тебя.
28.Вот это да!
29.Еще немного, и у тебя это получится.
30.Ты сделал это легко.
31.Я с тобой целиком и полностью согласен.
32.Ты выбрал правильный способ, чтобы выполнить эту работу.
33.С каждым днем у тебя получается все лучше.
34.Ты сделал это так быстро!
35. Это невероятно!
36. Ты действительно сделал сложную работу играючи.
37. Какой оригинальный способ решения!
38.Ты ничего не упустил!
39.Ты действительно сам до этого додумался?!
40.Так держать!
41.Необыкновенно!
42.Прекрасно!
43.Это лучшее, что я когда-либо видел!
44.Совершенно новый подход к делу!
45.Прекрасная идея!
46.Сейчас ты это понял.
47.Сенсационно!
48.Это действительно выдающееся открытие.
49.Теперь ничто тебя не остановит.
50.Отлично!
51.Это была первоклассная работа.
52.Замечательно!
53.Лучше не бывает!
54.Ты прямо сейчас сделал это?
55.Свежая мысль.
56.Твоя голова поработала на славу.
57.Ты точно добьешься успеха, если будешь продолжать работать в этом направлении.
58.Твоя ежедневная работа дала прекрасные результаты!
59.Фантастика!
60.Просто здорово!
61.Ты, наверное, долго тренировался?
62.Ты сделал это очень хорошо.
63.Вот что я называю мастерски выполненной работой.
64.Ты делаешь это очень красиво!
65.Превосходно!
66.Это очень верное замечание!
67.Ты действительно улучшил это...
68.Как ты хорошо все запомнил!
69.Ты уже приобретаешь в этом сноровку.
70.Поздравляю!
71.Ты прав.
72.Как ты много сделал сегодня!
73.Твоя работа доставила мне много радости.
74.Ты сделал это очень вовремя.
75.Это эффективный способ действия!
76.Сейчас ты набиваешь руку, и скоро у тебя все получится.
77.Мне нравится ход твоих мыслей!
78.Я очень горжусь тобой.
79.Очень приятно учить таких умных детей.
80.Большое тебе спасибо.
81.Ты превзошел сам себя сегодня.
82.Я никогда не видел ничего лучшего.
83.Ты понял это так быстро!
84.Чудно!
85.Мощный прорыв!
86.Ты сделал сегодня много работы.
87.Это твоя победа!
88.Ты очень далеко продвинулся за такой короткий срок!
89.Такого я еще не видел.
90.Тебя просто не узнать сегодня.
91.Это уже успех!
92.Вот таким ты мне нравишься!
93.Теперь ты чувствуешь свои возможности?
94.Ты стал настоящим мастером.
95.Сердечно рада за тебя.
96.Не могу не высказать тебе свое восхищение.
97.Грандиозно!
98.Красиво сказано!
99.Я верю в тебя!
Вы спросите, почему в списке 99 пунктов? А сотый способ похвалить себя и других вы придумайте сами. Мы верим, что у вас это замечательно получится!
Слова, которые ранят детей
Ставшие привычными для многих взрослых фразы и слова необычайно прочно закрепляются в подсознании ребенка. Нет ничего удивительного в том, что дети, часто слышащие их, становятся скрытными, отчужденными, недоверчивыми, неуверенными в себе и ленивыми.
• «Я очень занят!»
• «Ты только посмотри, что ты натворил!»
• «Сколько раз тебе повторять!»
• «Тупица, бестолочь!»
• «Вечно ты куда-то лезешь!»
• «Опять весь вывозился, грязнуля!»
• «Это надо делать так...»
• «Лучше вообще не берись за это...»
• «Иди в свою комнату.»
• «Уйди от меня»
• «Нет! Я больше не могу!»
• «Ты сведешь меня с ума»